"Летчики-асы Второй мировой" - Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn)

 

Герхард Баркхорн родился в столице Пруссии Кенигсберге 20 марта 1919 года. В восемнадцатилетнем возрасте Герхард поступил в Военно-воздушную академию люфтваффе и через два года получил звание лейтенанта. Практически сразу он был включен в боевую группу, однако, показав посредственные навыки пилотирования, он был из нее отчислен и возвратился в свое подразделение. Первый боевой вылет Г. Баркхорн совершил в мае 1940 г. во время «французской кампании». Далее он принял участие в воздушной операции «Битва за Британию», где во время двадцать второго вылета пилот был сбит и был вынужден спускаться на парашюте в пролив Ла-Манш. После небольшого восстановительного Г. Баркхорд был командирован для дальнейшего прохождения службы на Восточный фронт.
Долгое время удача в бою отворачивалась от пилота, совершив сто двадцать боевых вылетов, он не сбил ни одного самолета противника, за что получил у сослуживцев прозвище «Невезучий Герд». Первая его виктория состоялась 2 июля 1941 года. После этого пилот регулярно стал выигрывать воздушные схватки. Особенно удачным для него стало небо над Ростовом, где только за один день 19 июля 1942 года он уничтожил шесть вражеских истребителей.
В одном из боев Г. Баркхорн получил серьезное ранение груди, но пролечившись в госпитале двадцать дней он вновь вернулся в строй, а спустя несколько дней довел число сбитых самолетов до шестидесяти четырех. За эти успехи он был представлен к ордену «Рыцарский крест». К концу 1942 года число побед пилота достигло сотни, и Г. Баркхорн был отмечен знаком «Дубовые листья», а также возглавил верхнюю строчку результативности среди немецких асов.

Крылья мужества

Владимир Александрович Луцкий родился в 1918 году в Севастополе.
В Симферополе окончил школу, затем учился в Каминской авиашколе, которую успешно закончил в 1938 году.
В мае 1942 года ушел в действующую армию. Войну начал рядовым пилотом. Воевал на Калининском, Брянском, Северо-Западном, 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. Командовал эскадрильей, авиачастью. В. А. Луцкий лично сбил двенадцать самолетов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Луцкому Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Война... Фронт... Десятки раз участвовал Владимир Александрович Луцкий в воздушных боях, но первые из них остались в памяти. «Пока жив, всегда буду помнить это...» — пишет генерал в своих воспоминаниях.
Трудная обстановка была на фронте: враг рвался к Сталинграду. В том боевом крещении самолет Луцкого был буквально изрешечен пулями Между тем ни одна из них не задела летчика. Это казалось невероятным.
Потом — снова в бой.... Над переправой через Дон то и дело появлялись вражеские самолеты. От бомб взметывались фонтаны воды. Но переправу надо было сохранить во что бы то ни стало: она питала важный участок фронта. «Ни одна вражеская бомба не должна упасть на переправу» — таков был строгий приказ.
Восьмерка наших истребителей патрулировала над переправой. И вдруг Луцкий увидел: к реке приближаются пятнадцать «юнкерсов» и восемь «мессеров»—соотношение сил явно невыгодное.
Четверка майора Клещева сбила две машины, две — четверка Голубина. В этой схватке Луцкий с Хользуновым сбили «мессершмитт».

"Летчики-асы Второй мировой" - Кожедуб Иван Никитович

Родился прославленный советский ас Кожедуб Иван Никитович, трижды становившийся Героем Советского Союза, в бедной крестьянской семье в деревне Ображеевка, тогда Сумского уезда, в 1920 году, 8 августа. Это официальная дата, но на самом деле он родился в 1922 году, 6 июля. Окончив 7-летку, Иван поступил на рабфак химико-технологического техникума в городе Шостка, а в 1938 году начал обучаться в местном аэроклубе. В начале 1940 года Кожедуб окончательно связал свою судьбу с истребительной авиацией, став курсантом Чугуевского летного училища. Здесь он освоил несколько типов самолетов: учебный УТ-2, учебный истребитель УТИ-4, боевой истребитель И-16. После окончания обучения сержант Кожедуб был оставлен в училище инструктором. В этот период он много летал, стараясь довести летное мастерство до совершенства.

В самом начале войны училище эвакуировали в Среднюю Азию, где Иван продолжил настойчиво заниматься «истребительным самообразованием». В конце осени 1942 года старшего сержанта Кожедуба зачислили в 240-й истребительный полк, который к февралю 1943 года был переучен на новейший истребитель Ла-5 и направлен на Воронежский фронт.

"Летчики-асы Второй мировой" - Эрих Альфред Хартманн ( Erich Hartmann)

Эрих Альфред Хартман — немецкий лётчик, самый результативный пилот-истребитель Второй мировой войны. Его боевой счёт составил 352 воздушные победы. Хартман родился в 1922 г. в городе Вайсах, (Вюртемберг). Часть детства провёл в Китае, где работал врачом его отец. Вскоре семья уехала оттуда из-за разгоревшейся гражданской войны. Их обратная поездка проходила по Транссибирской магистрали — так Эрих впервые побывал в СССР. Его Мать Элиза, была в числе первых женщин-пилотов, именно она пробудила в мальчике интерес к авиации. Вернувшись домой, фрау Хартман купила легкий самолет, на котором и состоялся дебют восьмилетнего Эриха в качестве пилота. С приходом нацистов к власти, программа возрождения люфтваффе получила государственную поддержку. Элиза Хартман открыла лётную школу, в которой её четырнадцатилетний сын получил свидетельство пилота. С началом войны, Эрих, хлебнув в гитлерюгенде нацистской пропаганды, попросился в люфтваффе.Он был отправлен на Восточный фронт, в 52-ю воздушную эскадру, которая уже имела большую славу в Германии. Многие из её лучших асов служили в ней. Прославленный Вальтер Крупински стал его первым наставником и командиром. Эрих был у него ведомым. 20-летний новобранец, выглядел много моложе своих лет, и товарищи прозвали его «Буби» (малыш). Учась у опытных наставников и постоянно повышая лётное мастерство, к концу лета 1943 он имел уже 90 побед. Его позывной - Карайа 1, стал хорошо известен советским пилотам. Он избегал воздушных поединков. Его тактикой был удар из засады. Если видел вражеский строй, сразу выискивал неопытного пилота.

"Летчики-асы Второй мировой" - Покрышкин Александр Иванович

Алексaндр Ивaнович Покрышкин(с 6-го мaрта 1913 гoда – дo 13-го ноября 1985 гoда)Родился в Новониколаевске в семье простого рабочего-каменщика. Окончил в 1928 году семилетнюю школу. После работал кровельщиком. Когда окончил ФЗУ, устроился на завод слесарем-лекальщиком. С 1932 года в РККА. Им была окончена 3-я Пермская военная школа, а в 1934 – военно-теоретическая авиашкола города Ленинграда. Затем был техником подразделения связи 74-ой стрелковой дивизии и учился в аэроклубе в Краснодаре. После написания им сорока рапортов его направили в 1-ую Качинскую авиационную военную шкoлу летчиков имени А.Ф. Мясникова. Она им была окончена с отличиeм в 1939 гoду, после чего был отправлен служить в Одесский территориальный военный округ. Старшего лейтенанта Покрышкина в 1941 назначили заместителем командира целой эскадрильи. На защите Родины.Великaя Отeчествeнная Вoйнa началась, и он незамедлительно отправился на фронт. В первом бoeвом вылете случайно сбил отечественный Су-2. Этот случай еще долго ему припоминали и особисты, и начальство. 23 июня сбил в области реки Прут вражеский Ме-109, однако был подбит и сам. Он с трудом смог дотянуть до аэродрома, но все-таки ему удалось совершить посадку. В боях, проходивших на Южном фронте, он сбил летом 1941 года несколько фашистских самолетов, однако из-за отсутствия полковых документов их ему не засчитали. Особо отличился в боевых действиях на Кубани. Командиром эскадрильи шестнадцатого гвардейского авиационного истребительного полка (216-ая авиационная смешанная дивизия, 4-ая воздушная армия, фронт - Северо-Кавказский) гвардии капитаном Покрышкиным 12 апреля в области станицы Крымской в бою сбито было четыре Me-109.

Конец "Червоного Туза".

Емельян Филаретович Кондрат родился в 1911 году в семье крестьянина. Закончил школу, в 1932 году поехал учиться в Качинскую летную школу. Воевал в Испании, в Финляндии, с японскими самураями. С первых дней Великой Отечественной войны Емельян Филаретович на фронте.
Емельян Кондрат лично сбил 16 самолетов противника.
За отличное выполнение заданий командования при снятии вражеской блокады Ленинграда, личное мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Емельяну Филаретовичу Кондрату присвоено звание Героя Советского Союза. Умер на 92-м году жизни 16 августа 2002 года. Последние годы тяжело болел. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

 

Конец "Червоного Туза".

Шли тяжелые бои. После поражений под Сталинградом и Ленинградом гитлеровцы поставили на карту все, чтобы добиться перелома в войне, выиграть Курскую битву.
Гвардейский полк под командованием полковника Кондрата тоже сражался на Курской дуге. Лучшие, отборные авиационные части гитлеровцев были брошены сюда. Об этом говорили данные разведки: на фронт прибыли авиагруппы «Удет», «Белая роза» и другие. На их фюзеляжах— устрашающие рисунки: драконы, удавы, пантеры, черные кошки, тигры... Ими обычно украшали свои машины фашистские асы. Прибыла под Курск и авиагруппа «Рихтгофен» на «Фокке-Вульфах-190», с которыми летчикам Кондрата уже приходилось встречаться под Ленинградом.
С тех пор прошло совсем немного времени — каких-нибудь полгода, но обстановка изменилась коренным образом. С фашистских асов советские летчики основательно сбили спесь. Кондрат доволен своими воспитанниками: теперь даже молодые истребители, такие, как Саша Майоров, с асами дерутся на равных, а про таких, как Косолапов и Соболев, уже и говорить не приходится. Большой талант открылся у Соболева. В воздухе он — виртуоз, на все самые трудные, самые рискованные задания идет, не колеблясь, летает с азартом, с вдохновением. С ним легко в небе. А главное — надежно. Никогда не подведет.
Да, в воздухе наши летчики стали хозяевами. И все же недооценивать мастерство немецких асов вредно и опасно. Это хорошо понимали истребители, это каждый раз подчеркивал и командир.
С первых дней сражения под Курском среди летчиков было много разговоров о «червоном тузе». Этот летчик был хитер, ловок и опытен. Он летал на новейшем «Фокке-Вульфе-190», на фюзеляже самолета красовался огромный червоный туз с цифрой «100». Это означало, что счет сбитых им самолетов перевалил за сотню. Атаковал «червоный туз» неожиданно, дерзко, как правило, используя преимущество в высоте, но в бой старался не ввязываться. Коршуном свалится сверху, стремительно атакует и уходит в сторону, сопровождаемый ведомыми. Его короткие атаки были смертельно опасны. Чаще всего восьмерка «червоного туза» нападала на бомбардировщики и штурмовики, когда те заходили на цель или выходили с боевого курса нарушенным строем.

На крутых виражах

Валентин Андреевич Карлов (1923- 1976) Родился в Симферополе.
После школы учился в Симферопольском аэроклубе, а уже во время войны закончил Качинское авиа училище, стал летчиком истребителем.
Во время Великой Отечественной войны за умелые боевые действия и образцовое выполнение заданий командования, за исключительное мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях с противником, летчик награжден пятью орденами и многими медалями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Валентину Андреевичу Карлову присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

На крутых виражах.
Небо. Чистое-чистое и такое синее, что так и хочется окунуться в его глубины.
Валька Карлов, высоко задрав голову, вместе со своими друзьями внимательно следит за высоко парящей в небе птицей. Кажется, он вовсе позабыл о распластанных на траве моделях планеров. Хотелось унестись в самое поднебесье, ощутить замирание сердца на крутых виражах...
Но то было детство. В мечтах все казалось простым и нетрудным...
Стать летчиком, да еще летчиком-истребителем, оказалось не так-то легко. Однако Валентин Карлов не пасовал перед трудностями. Его долго не хотели принимать в аэроклуб — годами не вышел. Но он пробился — настойчивостью взял. Потом ушел в знаменитое Качинское авиа училище.
И вдруг война... Сотни отважных летчиков ценой своей жизни прикрывали от вражеских налетов родные города и села. Рвался в бой и Валентин Карлов. Как ему хотелось мертвой хваткой прижать к земле ненавистного врага и бить, бить тех, кто позарился на свободу его народа. Однако одного желания биться с врагом было мало. Курсанту авиа училища Валентину Карлову нужно было учиться летать.

Воздушная гроза

Михаил Васильевич Авдеев (15 сентября 1913 — 22 июня 1979 года) Родился  в семье крестьянина. До Великой Отечественной войны жил и работал в Крыму.
К началу Великой Отечественной войны он был уже зрелым, опытным летчиком, командовал эскадрильей, затем 6-м гвардейским авиационным полком ВВС Черноморского флота. Пилоты этой эскадрильи сбили много самолетов противника. Сам М. В. Авдеев за период войны совершил более 500 боевых вылетов и лично сбил 17 вражеских самолетов.
За храбрость и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Михаилу Васильевичу Авдееву присвоено звание Героя Советского Союза.

ВОЗДУШНАЯ ГРОЗА
Синее-синее небо. Есть ли ему начало и конец? Что за этой синевой? Вот бы самому забраться туда и посмотреть. Но как? Ведь даже с макушки самого большого дерева видны только крыши и трубы маленького села да чуточку расширившийся горизонт с какими-то силуэтами в голубом мареве. Счастливые люди, что летают на воздушных шарах и аэропланах...
Так мечтал Миша Авдеев, запрокинув голову на связанный матерью сноп. Его белесые, выгоревшие брови насуплены, ресницы почти смежены — так лучше следить за наплывающим облаком. Где- то недалеко дзинькает отцовская коса. Рядом, шелестя стеблями, мать связывает пряслом очередной сноп. Она окликает:
— Мишутка, сгребай, а то за отцом не угонимся!..
Мальчишка проворно вскакивает, хватает грабли. Он настойчив до упрямства и самолюбив. Это знают родители и втайне гордятся сыном. Но не ведают, о чем его думы. А Миша и вечером, когда уже слипаются глаза, все, как говорит мать, «пялится в журнал с картинками воздухоплавов».
Не мог тогда и нодумал мальчишка из глухого селенья, еще и не видевший
одной «живой» машины, железной дороги, города, что загадочное, недосягаемое небо станет его родной стихией.
Беспокойная мечта привела паренька в Осоавиахим, а затем и в летное училище. В родные края Михаил Авдеев вернулся военным пилотом. Вся его дальнейшая многолетняя служба в Вооруженных Силах связана с военно-воздушным флотом Черноморья.
Он летчик-истребитель. Через его руки прошли все новые типы самолетов истребительной авиации. И каждым он быстро овладевал. Это давалось нелегко— упорным трудом, учебой. Начатое дело никогда не бросал, какие бы трудности ни подстерегали летчика.