Воздушная гроза

Михаил Васильевич Авдеев (15 сентября 1913 — 22 июня 1979 года) Родился  в семье крестьянина. До Великой Отечественной войны жил и работал в Крыму.
К началу Великой Отечественной войны он был уже зрелым, опытным летчиком, командовал эскадрильей, затем 6-м гвардейским авиационным полком ВВС Черноморского флота. Пилоты этой эскадрильи сбили много самолетов противника. Сам М. В. Авдеев за период войны совершил более 500 боевых вылетов и лично сбил 17 вражеских самолетов.
За храбрость и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Михаилу Васильевичу Авдееву присвоено звание Героя Советского Союза.

ВОЗДУШНАЯ ГРОЗА
Синее-синее небо. Есть ли ему начало и конец? Что за этой синевой? Вот бы самому забраться туда и посмотреть. Но как? Ведь даже с макушки самого большого дерева видны только крыши и трубы маленького села да чуточку расширившийся горизонт с какими-то силуэтами в голубом мареве. Счастливые люди, что летают на воздушных шарах и аэропланах...
Так мечтал Миша Авдеев, запрокинув голову на связанный матерью сноп. Его белесые, выгоревшие брови насуплены, ресницы почти смежены — так лучше следить за наплывающим облаком. Где- то недалеко дзинькает отцовская коса. Рядом, шелестя стеблями, мать связывает пряслом очередной сноп. Она окликает:
— Мишутка, сгребай, а то за отцом не угонимся!..
Мальчишка проворно вскакивает, хватает грабли. Он настойчив до упрямства и самолюбив. Это знают родители и втайне гордятся сыном. Но не ведают, о чем его думы. А Миша и вечером, когда уже слипаются глаза, все, как говорит мать, «пялится в журнал с картинками воздухоплавов».
Не мог тогда и нодумал мальчишка из глухого селенья, еще и не видевший
одной «живой» машины, железной дороги, города, что загадочное, недосягаемое небо станет его родной стихией.
Беспокойная мечта привела паренька в Осоавиахим, а затем и в летное училище. В родные края Михаил Авдеев вернулся военным пилотом. Вся его дальнейшая многолетняя служба в Вооруженных Силах связана с военно-воздушным флотом Черноморья.
Он летчик-истребитель. Через его руки прошли все новые типы самолетов истребительной авиации. И каждым он быстро овладевал. Это давалось нелегко— упорным трудом, учебой. Начатое дело никогда не бросал, какие бы трудности ни подстерегали летчика.

—    Иначе нельзя.
Так он отвечал товарищам, когда те, видя его изнемогшим от бессонных ночей, советовали отступиться. Твердо добавлял:
—    Нельзя! Не то, случись война, погибнешь в бою и пользы Родине не принесешь.
Тут, видимо, сказались те же мальчишеские повадки —‘‘‘‘‘ задор, упорство, любознательность. Но у взрослого все это стало более осознанным, целеустремленным. Еще в тренировочных, учебных боях с «противником» его охватывал такой азарт, что горло сводило судорогой. И он был готов на любой ошеломительный вираж, необходимый в сложившейся ситуации. Однако его азарт никогда не был безрассудным. Летчик Михаил Авдеев, наряду с отработкой виртуозности ведения боя, силой воли заставлял себя не горячиться, быть до тонкости расчетливым. Даже в учебном бою трудно оставаться хладнокровным. «А если в настоящем? Где смерть на смерть? — задавал себе вопрос Михаил. — Нет, без хладнокровия нельзя!»
Первый налет фашистов в раннее июньское утро сорок первого года на Севастополь поднял по тревоге авиационный полк Черноморского флота. Раньше всех в воздух взмыла первая эскадрилья во главе со своим командиром Михаилом Авдеевым. В дни обороны Севастополя в полную силу развернулся военный талант черноморского летчика и командира. Он показал себя мастером точной и быстрой, как молния, атаки. Блестящая техника пилотирования помогла ему внести много нового в искусство истребления врага, обогатить тактику воздушных боев.
За исключительную храбрость в севастопольском небе, когда враг пытался массовыми налетами уничтожить корабли главной базы Черноморского флота, Михаил Авдеев был удостоен двух орденов Красного Знамени. Его эскадрилья многократно вступала в схватки с превосходящими силами противника и всегда побеждала, притом без потерь.
— С Авдеевым можно вести бой при любом количестве самолетов противника,— говорили в эскадрилье и в полку.
И все же один из памятных черноморским летчикам боев удивил всех,
Даже самые бывалые считали, что нападать двум истребителям на четырнадцать «мессершмиттов» — не только риск, а верная гибель. Но Михаил Авдеев со своим напарником смело пошел в такой бой. К этому его побудило чувство глубокой ответственности коммуниста за важнейшую операцию по уничтожению на подступах к Крыму боевой техники врага, его ударных частей. Ту. да направилась большая группа советских бомбардировщиков. Их сопровождала эскадрилья Авдеева.
Командир и ведомый летели впереди. Над Перекопом Авдеев заметил четырнадцать Me-109. Чтобы отвлечь их от своих бомбардировщиков, он вместе с напарником ринулся в атаку, приказав остальным продолжать намеченный маршрут. У летчиков дрогнули сердца от тревоги за судьбу командира, всем хотелось последовать за ним, помочь разметать стервятников. Ослушаться же нельзя — безопасность бомбардировщиков важнее всего.
Авдеев тем временем сделал хитрый маневр — начал удаляться от маршрута своих бомбардировщиков, набирая высоту в расчете, что за ним погонятся «мессеры». Так и случилось. Он увел за собой вражеские самолеты чуть ли не до берега Каркинитского залива. В тот Ц момент, когда асы могли вот-вот открыть в хвост прицельный огонь, самолет Авдеева взмыл штопором ввысь J и через мгновение сам оказался в хвосте противника  и выпустил пулеметную очередь в ближайшего «мессера». Его маневр повторил напарник.
Боевой порядок немецкой эскадрильи распался. Самолеты беспорядочно заметались в небе. Завязался маневренный бой. Виртуозность советского летчика,  позволяла делать ему такие неожиданные виражи, что вражеские асы никак не могли поймать его в зону прицела — стреляли наугад. А на земле уже дымились два самолета противника.
Прикинув по времени, что за эти несколько минут боя бомбардировщики удалились на недосягаемое для «мессершмиттов» расстояние, Авдеев и его напарник начали уходить под защиту своих зениток.
На полевом аэродроме полка в самолете командира эскадрильи насчитали 32 пробоины. Сам Авдеев чудом остался невредимым. Таких боев у него было немало. 5 июня 1942 года, сопровождая со звеном разведчиков, Михаил Авдеев вступил в схватку с восемью «мессершмиттами» и вернулся на аэродром без потерь.
Черноморским летчикам памятны блестящие воздушные бои авдеевцев с асами вражеского соединения фон Рихтгофена. Эти воздушные пираты имели огромный боевой опыт. Но и они не выдерживали стремительных и точно рассчитанных атак авдеевцев.
...Советские летчики заметили одного из наиболее дерзких и опытных в ведении боя гитлеровцев. Его самолет, управляемый умелой рукой, всегда оказывался в наиболее выгодном положении. На фюзеляже вражеской машины выделялось выведенное черной краской латинское «Z». Гитлеровский ас всегда появлялся под охраной и прикрытием. Подойти к нему на дистанцию верного удара казалось невозможным. И все же Михаил Авдеев однажды подкараулил фашиста, когда тот заходил для очередной атаки.
— Теперь не уйдешь!
Авдеев стремительно рванул машину вверх. Секунда. Маневр. Очередь... Стервятник качнулся и стал уходить. Догнать!.. Но в этот момент машина гитлеровца «клюнула носом» и, переворачиваясь с крыла на крыло, устремилась к земле... Победа!
За первый год войны, к 8 июня 1942 года—дню, когда гвардии капитан Михаил Васильевич Авдеев был представлен к высшей награде — званию Героя Советского Союза, — он совершил более трехсот боевых вылетов. В их числе тридцать один ночной, четыре на штурмовку, одиннадцать на дальнюю воздушную разведку. Провел шестьдесят три воздушных боя и в них лично сбил девять самолетов противника, а вся первая авиа эскадрилья — 80 фашистских самолетов.
Когда после боя выдавались свободные минуты, командир собирал личный состав и детально разбирал поведение каждого лeтчика в воздушной схватке. Он был предельно требователен к себе и подчиненным.
Его ценили не только за неповторимое мастерство ведения боев, но и за душевность, общительность, жизнерадостность, неутомимость, готовность всегда первым поднять свой самолет в небо навстречу любой опасности.
В свое время вышла листовка об опыте ведения воздушного боя Михаилом Авдеевым—«Летчики-черноморцы в боях за Родину». Рассказу о боевых подвигах Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева предпослана народная пословица: «Не множество, а храбрость побеждает». На той листовке — портрет героя. Авдеев уже в погонах полковника.
Несмотря на подорванное на фронтах здоровье, Михаил Васильевич Авдеев и ныне активно участвует в политической и общественной жизни. Он работает в Доме дружбы Советского Союза с зарубежными странами, возглавляет одну из комиссий общества дружбы «СССР — ГДР».
С искренней радостью и волнением генерал М. А. Авдеев в дни 25-летия со дня начала героической обороны Севастополя встретился на воскрешенных, прекрасных площадях города-героя с бывшими однополчанами и друзьями-черноморцами. Над этим городом синее-синее небо. И чтобы в нем снова не разразилась военная гроза, Михаил Васильевич передает молодежи самое заветное — любовь к Родине Октября, умение быть храбрым и мужественным в защите ее великих завоеваний.

 

 

 

Комментарии  

+2 #4 ГероиАртём 04.03.2012 04:40
Цитирую Administrator:
Сухая информация мало кому будет интересна, в ближайшее время добавим статьи и рассказы о жизни и подвиге этих людей.


А Мне кажется наоборот даже самая крохотная информация о героях СССР будет всем интересна и нужно что бы знать и помнить!!!
#3 Nausea 01.08.2011 08:37
хорош)
-2 #2 Warplanes.ru 31.07.2011 13:56
Сухая информация мало кому будет интересна, в ближайшее время добавим статьи и рассказы о жизни и подвиге этих людей.
+3 #1 Вадим 31.07.2011 06:24
Слава советским героям!
выложите биографию ЧКАЛОВА,ПОКРЫШК ИНА и КОЖЕДУБА.