И-5

Истребитель И-5 был спроектирован в 1930 году известным авиаконструктором Николаем Поликарповым, который в то время отбывал срок в Бутырской тюрьме, а заодно работал в особом конструкторском бюро ОГПУ. Таким оригинальным способом советское руководство мотивировало авиаконструкторов на создание передовой техники.

В результате проведенной работы получился истребитель схемы полутораплан, с английским двигателем «Юпитер», производившимся по лицензии под маркой М-22, и вооружением из двух пулеметов калибра 7,62мм. Самолет был предъявлен на войсковые испытания в конце 1930 года. Несмотря на ряд замечаний технического характера, машина была рекомендована к принятию на вооружение, и была поставлена в план выпуска боевых самолетов на 1931 - 1932 года. Постепенно производство набирало обороты, но все равно постоянно отставало от намеченных планов. К концу 1933 года И-5 стал самым массовым истребителем ВВС Красной армии, на вооружении их состояло почти 350 единиц. На следующий год было произведено еще 330 истребителей.

Тридцатые годы охарактеризовались бурным ростом качественных характеристик авиационной техники, самолеты устаревали буквально за два-три года. В 1933 и 1934 годах на вооружение принимаются более совершенные машины И-15 и И-16, которые уже на порядок превосходили по летным параметрам И-5. Стараясь хоть как-то поддержать на приемлемом уровне характеристики машины, проводилась ее модернизация, правда в незначительных объемах. В основном заменялись отдельные узлы и агрегаты, без кардинальной перестройки самолета. С 1937 года постепенно И-5 снимались с вооружения строевых частей и передавались в летные училища и школы авиационных техников.

Истребитель И-5 никогда не использовался в боевых действиях, к моменту войны в Испании и конфликтов с Японией он уже устарел. Тем не менее, о нем вспомнили летом 1941 года. Советские ВВС были разгромлены, Вермахт катился паровым катком по просторам Союза, в строй ставили все, что могли найти. Так И-5 использовались в качестве штурмовиков в Крыму до конца 1941 года, часть машин использовалась в качестве ночных бомбардировщиков в битве за Москву. Являясь безнадежно устаревшей машиной, выполнявшей несвойственные задачи, подразделения И-5 несли тяжелейшие потери, как от истребителей противника, так и от огня ПВО. Последние машины летали еще в 1942 году.

И-5 конечно не являлся выдающейся машиной, но был крепим середняком мировой авиации своего времени. Ему нужно отдать должное, хотя бы за то, что он стал первой крупносерийной машиной советской авиации и дал дорогу в небо многим советским пилотам.

Google