ЛаГГ-1

 

Появление на рубеже 30-40-х годов в составе иностранных военно-воздушных сил новых истребителей, в частности Bf-109, срочно потребовало принятие на вооружение ВВС Красной армии новых машин, способных адекватно противостоять противнику. В результате был объявлен конкурс на создание современного самолета-истребителя. Одной из трех машин, в итоге победивших в конкурсе, был истребитель ЛаГГ-1. Машина была сконструирована триумвиратом конструкторов, что отразилось в названии машины: Лавочкин, Горбунов, Гудков.

Главной отличительной особенностью самолета была его цельнодеревянная конструкция, истребитель оказался единственным в мире полностью деревянным истребителем, причем для его производства использовались обычная сосна и береза.

Выбор дерева в качестве основного материала, был сделан из-за постоянной нехватки алюминия, и расчета на крупносерийное производство машины. Главная проблема заключалась в том, что деревянная деталь в среднем тяжелее дюралевой на 40%, соответственно и общий вес машины был намного больше.

В первой половине 1940-го года был выпущен опытный экземпляр для испытаний. При этом конструкторы пошли на маленькую хитрость, машина предъявленная на государственные испытания, была прекрасно отполирована и тщательно покрыта аэролаком высочайшего качества. На испытаниях максимальная скорость машины составила 605 км/ч, что считалось хорошим показателем.

Уже во время испытаний машины руководство ВВС выдвинуло требование обеспечить дальность полета в 1000 км, пришлось установить в крыло дополнительные топливные баки, что еще больше утяжелило машину.

Самолет обладал большим количеством недоработок, на устранение которых ушел весь остаток 40-го года и первые месяцы 41-го. В дальнейшем после внесения некоторых изменений, самолет под обозначением ЛаГГ-3 массово выпускался до 1943 года.

Здесь следует обязательно отметить, что довольно неплохие показатели истребителя были достигнуты на специальном опытном образце, отличающемся высокой культурой производства. Серийные образцы, производимые недостаточно подготовленными специалистами, с несоблюдением норм выдержки материалов, и отсутствием тщательной обработки поверхностей, обладали данными на порядок ниже. Так серийные истребители редко могли развить скорость более 540 км/ч, не дотягивая до паспортных данных более 60 км/ч. Маневренность и разгонные характеристики машины были очень слабыми, не зря пилоты прозвали истребитель ЛаГГ – лакированный гарантированный гроб.

 Google