Ла-15

 

Первые отечественные реактивные истребители проектировались под трофейные немецкие двигатели, вскоре стало понятно, что их мощность не отвечает современным требованиям, и нужно искать другие пути создания реактивной авиации. В это время закупочная комиссия сумела приобрести в Великобритании двигатели «Нин» и «Дервент», имеющие не только большую мощность, но и ресурс в шесть раз превышающий отечественные РД-10 и РД-20.

В начале 1947-го года было выдано задание ВВС на разработку нового реактивного истребителя, оснащенного британским двигателем. ОКБ Лавочкина создало такую машину и под названием Ла-15 предъявило ее на государственные испытания летом 1948-го года. Машина показала выдающиеся для советской авиации показатели, вот только спешка, в которой создавалась машина, обернулась многочисленными дефектами и «детскими болезнями». Тем не менее, истребитель был рекомендован к серийному производству.

На испытаниях «Лавочкин» разгонялся до 1040 км/ч, был вооружен тремя 23мм пушками, и по совокупным данным ничем не уступал истребителю МиГ-15. Пожалуй единственным серьезным преимуществом «микояновского» истребителя являлась технологичность, Ла-15, созданный на опытном заводе, никак не подходил под массовое серийное производство. Пришлось еще раз перерабатывать многие узлы и агрегаты, снижая трудоемкость изготовления самолета.

Серийное производство Ла-15 началось в январе 1949-го года, и постепенно набирало обороты. И тут как гром среди ясного неба, выходит постановление о использовании на новых истребителях двигателя ВК-1, разработанного на основе английского двигателя «Нин», а также о сокращении типов истребителей, состоящих на вооружении. По новой программе в серию должна была пойти только одна машина.

К этому времени Лавочкин проводил испытания машин объект 168 и объект 176, созданных на основе Ла-15, и имеющих летные данные, превосходящие по своим показателям самолет МиГ-15. Но решение о серийном производстве принимается в пользу МиГ-15, что было обоснованно его большей технологичностью и освоенностью отечественной промышленностью.

Уже построенные истребители Ла-15 поступили в 196-й ИАП для всесторонних войсковых испытаний. По их результатам были подтверждены данные о высоких летных характеристиках и удобстве войсковой эксплуатации, правда, при этом было выявлено множество мелких технических недочетов, в основном связанных с недостаточной культурой производства.

А 21 июля 49-го был нанесен последний удар по машине, на ней разбился командир полка полковник Шишкин, хороший друг Василия Сталина, в то время командующего ВВС Московского военного округа. Реакция последовала моментально, испытания прекратить, машины сдать в авиацию ПВО.

Google