Ил-2

 

На протяжении 1940-го года в конструкторском бюро Ильюшина кипела работа над бронированным штурмовиком БШ-2, в декабре этого же года было принято решение незамедлительно пустить машину в серийное производство, несколько изменив самолет согласно требования ВВС, а именно сделать штурмовик одноместным, заменить пару пулеметов авиационными пушками калибра 23мм.

Так родился знаменитый Ил-2. Появление этой машины стало возможно в первую очередь благодаря металлургам, сумевшим произвести качественные броневые листы двойной кривизны, что позволило собирать из них бронекоробку, включенную в силовой набор корпуса, а не просто навешивать броню на готовый самолет. Вторым фактором стало появление мощного двигателя АМ-38, оптимизированного для работы на малых высотах.

Стремясь заполучить современную машину в максимальных количествах, было принято решение о производстве штурмовика сразу на четырех заводах.

При производстве конструкторы провели ряд мероприятий по улучшению обзора вперед-вниз, стремясь обеспечить приемлемые возможности пилоту по наблюдению за полем боя. Стрелковое вооружение было представлено двумя 23мм пушками двумя пулеметами ШКАС, машина несла 400кг бомб и получила возможность применять восемь 132мм реактивных снарядов. Штурмовик отличался хорошими летными характеристиками и был удобен в пилотировании.

В тоже время технология производства самолета была новой, и достичь установленных норм выпуска не удалось, к моменту начала Великой Отечественной войны машина появилась в войсках в единичных экземплярах и являлась строго секретной. Начиная с середины лета 41-го, штурмовики стали поступать в войска во все возрастающих количествах, и на всю войну стали основным штурмовиком ВВС Красной армии. Начиная с конца 1942-го года, штурмовик стал выпускаться в двухместном варианте, для обеспечения защиты от истребителей противника.

Безусловно, для своего времени Ил-2 был выдающейся машиной, обладающей великолепной боевой живучестью. Но и ему была присуща не высокая боевая эффективность, одновременное применение всей номенклатуры поражающих средств было не возможно, а стрельба и бомбометание считались прицельными лишь условно. Так по расчетам проведенным опытным путем в полигонных условиях было определено, что для поражения одного среднего танка противника требуется совершить порядка 10-15 боевых вылетов штурмовиков. Наиболее эффективен Ил-2 был против колонн и войск на марше, а как поражение бронированных целей на поле боя было малоэффективно.