Ил-8

 

Несмотря на мощное бронирование, штурмовики Ил-2были самой сбиваемой машине на фронте, среднее количество боевых вылетов на одну сбитую машину было наименьшим, по сравнению с другими моделями самолетов. В частности сказывалось отсутствие стрелка для защиты от атак с задней полусферы.

В августе 1942-го года Ильюшин лично обратился к командованию ВВС с предложением построить мощный хорошо бронированный двухместный штурмовик на основе Ил-2. Идея была поддержана, и в КБ приступили к работам. По ряду причин машина была готова только через год, летом 43-го.

Самолет проектировался под двигатель М-71, номинальной мощностью 2000 л.с. По своим летным характеристикам штурмовик значительно превосходил Ил-2, и нес усиленное бронирование, достигавшее почти полторы тонны, была не только увеличена толщина бронирования, но и увеличен общий забронированный объем, включая кабину обоих членов экипажа, так стрелок впервые получил надежную защиту от огня истребителей противника, а его вооружение состояло из крупнокалиберного пулемета УБС. На штурмовик установили две 37мм пушки и четыре пулемета ШКАС. В перегруз Ил-8 поднимал до 1000 кг бомб, очень большой показатель для советских военно-воздушных сил. Возможность применения реактивных снарядов была исключена, предполагалось, что основным средством борьбы с противником, в том числе танками, станут мощные пушки и свободнопадающие бомбы.

Несмотря на многочисленные достоинства, самолет не был запущен в серийное производство. Во-первых, к моменту его создания уже успешно прошел государственные испытания штурмовик аналогичного назначения Су-6, имеющий перед машиной Ильюшина преимущества по некоторым показателям. А во-вторых, двигатель М-71 так и не удалось довести до состояния пригодного для его запуска в серийное производство. Правда стоит признать, что особенной настойчивости в этом вопросе проявлено не было.

Потерпев неудачу с Ил-8, оснащенным мотором М-71, в КБ Ильюшина сосредоточили свои усилия на модернизации самолета, путем применения на нем нового двигателя АМ-42. Штурмовик показал хорошие летные данные, превосходя серийные Ил-2, но и этой машине не суждено было стать серийным. А право на жизнь получила версия Ил-2 с двигателем АМ-42, так как благодаря меньшему полетному весу штурмовик отличался несколько более высокими летно-техническими характеристиками. В дальнейшем эта машина получила известность под названием Ил-10, и состояла на вооружении советских ВВС до начала пятидесятых годов, а так же активно поставлялась союзникам Советского Союза.

Google