Ла-5

История рождения истребителя Ла-5 тесно связана с предыдущей машиной конструктора Лавочкина ЛаГГ-3. В конце 1941 года в воздушных боях выяснилось, что по многим показателям советский истребитель ЛаГГ-3 заметно уступает самолетам противника, необходима его модернизация. Конструкторы ожидали от промышленности новый двигатель Климова М-107, но его ни как не удавалось довести до состояния пригодного с запуску в серийное производство. Тогда было принято решение попробовать оснастить машину мотором М-82, находящимся в серии, и имеющим мощность 1650 л.с. Вся загвоздка была в том, что двигатель был великоват для истребителя, и конструкторам пришлось серьезно потрудиться, чтобы вписать его в фюзеляж. Но усилия стоили того, машина получилась более скоростная и маневренная, по многим параметров не уступающая истребителям противника. 

Всю первую половину 1942 года шли работы по доводке машины. Войсковые испытания было решено провести в реальной боевой обстановке – под Сталинградом. Машина их выдержала достойно. А в этого время уже набирало обороты серийное производство истребителя, основным производителем стал завод №21 в Горьком, сдавший до конца года около 1000 самолетов. В дальнейшем производство только набирали обороты. Уже с конца 1942 года начала выпускаться модификация Ла-5Ф, в которой была устранена часть «детских болезней» и установлен несколько более мощный двигатель. Вскоре, с мая 1943 года, сборочные цеха завода стали покидать машины Ла-5ФН, самой совершенной версии Ла-5. Основной новинкой истребителя стал двигатель М-82ФН с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, как сейчас принято говорить инжектор, вместо карбюратора, что дало прирост мощности и позволило использовать самолет с отрицательными перегрузками. В результате новый советский истребитель с успехом применялся против всех типов самолетов противника.

Звездным часом Ла-5 стала Курская битва, где истребители этого типа проявили себя с лучшей стороны, одержав наибольшее количество побед среди советских самолетов, и вынеся основную тяжесть боев с противником. До конца войны невозможно представить ни одну крупную воздушную операцию, в которой бы не участвовали истребители Лавочкина. Наряду с машинами Яковлева, Ла-5ФН стали основными истребителями ВВС Красной армии и применялись на всех фронтах. Всего за всю войну было выпущено 10000 самолетов Ла-5 и его модификаций, которые внесли огромный вклад в победу над фашистской Германией. В последствие на базе Ла-5ФН был создан лучший советский истребитель времен второй мировой войны – Ла-7.

Google