ТШ-3

Попытки создать в начале 30-х годов хорошо бронированный штурмовик, использующий схему биплан, окончились неудачей. Все образцы имели максимальную скорость менее 200 км/ч и слабые взлетно-посадочные характеристики. В 1932-м году в Центральном Конструкторском Бюро под руководством Кочергина и Гуревича началось проектирование тяжелого штурмовика по схеме моноплан. Машина разрабатывалась под двигатель М-34, взлетной мощность 750 л.с.

Ил-40

windows 8

Конец 40-х, начало 50-х годов характеризовалось бурным развитием реактивной авиации, и вытеснением поршневых летательных аппаратов из строевых частей. Наиболее активно этот процесс шел в истребительной и бомбардировочной авиации. Постепенно стали появляться идеи строительства и реактивных штурмовиков, что обещало дать большой прирост летных характеристик.

В конце 1951-го года конструкторское бюро Ильюшина в инициативном порядке начало разрабатывать проект нового штурмовика, оснащенного двумя реактивными двигателями АМ-5ф. Бронекорпус машины являлся составной частью корпуса, и выдерживал нагрузки от двигателей, установленных по бортам корпуса. В бронированный корпус были упрятаны кабины пилота и стрелка, а также топливные баки. Вес брони составлял около 1900 кг, и надежно защищал от осколков зенитных снарядов, вот только от огня авиационных пушек такая броня защитить не могла.

Ил-20

 

Основная проблема всех одномоторных штурмовиков, разработанных в 30-40-е годы, заключалась в неудовлетворительном обзоре вперед-вниз. Особенно это было актуально для машин, оснащенными двигателями воздушного охлаждения. Как бы хорошо не был вооружен штурмовик, но эффективно применять свое бортовое оружие с бреющего полета он не мог, так как прицеливание производилось практически вслепую, а возможности наблюдения пилотом поля боя были ограничены.

В марте 1947-го года вышло постановление совета министров о разработке нового штурмовика, предназначенного для замены Ил-10. Машина должна была отличаться улучшенными летными данными, усиленными бронированием и вооружением, а также улучшенным обзором из кабины пилота.

Конструкторским бюро Ильюшина была создана машина Ил-20, отличающаяся оригинальным подходом к решению проблемы улучшения обзора. Кабина пилота была максимально выдвинута вперед и размещалась непосредственно над двигателем. При пикировании пилот мог видеть даже цели, находящиеся непосредственно под штурмовиком.

Ил-10

 

Постановление о разработке модификации штурмовика Ил-2 с двигателем АМ-42 вышло еще в середине 1943-го года, но серийное производство удалось развернуть лишь в следующем году, что было связанно с многочисленными проблемами при доводке двигателя до состояния, пригодного к серийному выпуску.

В новой машине в первую очередь были расширены возможности ее боевого применения, за счет увеличения подвижности над полем боя, и некоторого увеличения мощи вооружения. Рассматривался проект создания одноместного штурмовика, но он был отклонен, что довольно странно для 44-го года, когда преимущество советской авиации позволяло обеспечить применение штурмовой авиации под надежной защитой истребителей, а освободившийся вес, можно было использовать для повышения тактико-технических характеристик самолета.

Заводские испытания машины закончились в мае 1944-го года. В августе закончились государственные испытания. По их результатам, Ил-10 был рекомендован к серийному производству.

Ил-8

 

Несмотря на мощное бронирование, штурмовики Ил-2были самой сбиваемой машине на фронте, среднее количество боевых вылетов на одну сбитую машину было наименьшим, по сравнению с другими моделями самолетов. В частности сказывалось отсутствие стрелка для защиты от атак с задней полусферы.

В августе 1942-го года Ильюшин лично обратился к командованию ВВС с предложением построить мощный хорошо бронированный двухместный штурмовик на основе Ил-2. Идея была поддержана, и в КБ приступили к работам. По ряду причин машина была готова только через год, летом 43-го.

Самолет проектировался под двигатель М-71, номинальной мощностью 2000 л.с. По своим летным характеристикам штурмовик значительно превосходил Ил-2, и нес усиленное бронирование, достигавшее почти полторы тонны, была не только увеличена толщина бронирования, но и увеличен общий забронированный объем, включая кабину обоих членов экипажа, так стрелок впервые получил надежную защиту от огня истребителей противника, а его вооружение состояло из крупнокалиберного пулемета УБС. На штурмовик установили две 37мм пушки и четыре пулемета ШКАС. В перегруз Ил-8 поднимал до 1000 кг бомб, очень большой показатель для советских военно-воздушных сил. Возможность применения реактивных снарядов была исключена, предполагалось, что основным средством борьбы с противником, в том числе танками, станут мощные пушки и свободнопадающие бомбы.

Ил-2

 

На протяжении 1940-го года в конструкторском бюро Ильюшина кипела работа над бронированным штурмовиком БШ-2, в декабре этого же года было принято решение незамедлительно пустить машину в серийное производство, несколько изменив самолет согласно требования ВВС, а именно сделать штурмовик одноместным, заменить пару пулеметов авиационными пушками калибра 23мм.

Так родился знаменитый Ил-2. Появление этой машины стало возможно в первую очередь благодаря металлургам, сумевшим произвести качественные броневые листы двойной кривизны, что позволило собирать из них бронекоробку, включенную в силовой набор корпуса, а не просто навешивать броню на готовый самолет. Вторым фактором стало появление мощного двигателя АМ-38, оптимизированного для работы на малых высотах.

Стремясь заполучить современную машину в максимальных количествах, было принято решение о производстве штурмовика сразу на четырех заводах.

ЛБШ

 

Во второй половине 30-х годов в Советском Союзе теоретики в области боевого применения авиации пришли к выводу о необходимости иметь на вооружении легкий, дешевый в производстве и обслуживании штурмовик, подходящий для крупносерийного производства. При этом одним из основных параметров для него ставилась максимальная скорость, что конечно было крупной ошибкой.

В соответствии с предъявленными ВВС требованиями в конструкторском бюро Кочергина был разработан штурмовик ЛБШ, спроектированный под двигатель М-88, выдающий номинальную взлетную мощность 1100 л.с. Машина проектировалась на основе скоростного разведчика Р-9, до этого разрабатываемого в КБ.

По результатам испытаний, проведенных летом 1939-го года, была получена максимальная скорость 437 км/ч на высоте, и 360 км/ч у земли. Машина стала первым в мире штурмовиком, оснащенным встроенными 20мм авиационными пушками. Наступательное вооружение штурмовика состояло из двух пушек ШВАК и двух пулеметов ШКАС. Нормальная бомбовая нагрузка равнялась 200кг, в перегруз самолет мог поднять в три раза больше. Скоростные характеристики не удовлетворили военных, но главной причиной ухудшения характеристик по сравнению с расчетными данными, была признана плохая работа двигателя, не выдающего положенной мощности.