И-15

 

Истребитель И-15 был принят на вооружение ВВС РККА в 1934-м году. Машина была создана известным авиаконструктором Николаем Поликарповым, уже успевшим довести до серийного производства такие машины, как И-3 и И-5.Для своего времени машина соответствовала лучшим образцам авиационной техники, и даже превосходила их по многим параметрам.

В свою конструкцию маневренного биплана, Поликарпов внес крыло типа «чайка», значительно улучшавшее маневренные характеристики машины, а также обзор пилоту. Высокие скоростные характеристики обеспечивались применением нового мотора М-25, лицензионной версии американского «Райт-Циклон». При всех своих тактико-технических достоинствах самолет обладал ряд недостатков. Главный из них путевая неустойчивость. С увеличением скорости более 270 км/ч самолет начинал «рыскать» по курсу, что приводило к неудобству прицеливания и стрельбы из бортового оружия. В результате проведенных исследований было установлено, что виной всему крыло типа «чайка», создающее вместе с козырьком кабины зону завихрения воздуха. Конструктору было предложено разработать вариант истребителя с традиционным крылом. Такая машина получила название И-15бис, и в дальнейшем выпускалась в больших количествах. Еще один недостаток машины состоял в невысоком качестве сборки, что приводило к многочисленным авариям и поломкам. Отечественная авиационная промышленность пока не могла похвастаться высокой культурой изготовления авиационной техники. Серийное производство требовало серьезных доработок, как конструкции машины, так и технологии производства. Машина производилась одновременно на заводах №1 и №39 в Москве. Всего за 1934-1935 года было построено 384 экземпляра истребителя. Машины данного типа активно использовались в ВВС РККА для различных опытов и экспериментов, так на них проводились испытания реактивных снарядов и опыты по высотным полетам, с установкой на машине герметичной кабины пилота. С началом гражданской войны в Испании, истребитель И-15 стал первым типом боевого самолета, поставленного Республиканцам. На фоне основных машин франкистов И-15 смотрелся очень неплохо. Высокие летно-технические характеристики и мощное вооружение, позволяли истребителю успешно бороться со всеми самолетами противника. После окончания войны И-15были захвачены «франкистами», и еще долго стояли на вооружении испанских ВВС.

 Google