И-16 тип 5

 

История истребителя И-16 началась в 1934 году с первой производственной модификации тип 4. Для своего времени истребитель сильно отличался от большинства современников. Для начала это был моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимися в полете шасси. Оригинальной особенностью стала уборка шасси с помощью механического привода, для чего в кабине пилота устанавливалась соответствующая ручка. Другой особенностью был короткий фюзеляж, способствующий уменьшению поперечной остойчивости, благодаря чему по маневренности новый истребитель практически не уступал вертким бипланам. Пожалуй, одним из немногих недостатков машины была строгость в управлении, требовавшая от пилота хорошей квалификации.

В 1935-м году на вооружение была принята очередная модификация истребителя, названная тип 5. Основным отличием от предшественника стала установка нового двигателя М-25, лицензионного американского «Райт-Циклон». Двигатель отличался повышенной мощностью, что привело к увеличению скоростных характеристик машины, достигших на испытаниях величины 456 км/ч. К началу серийного производства истребителей этого типа, промышленность уже довольно хорошо освоила технологию выпуска, а конструкторы сумели исправить многие конструктивные дефекты, присущие всем новым машинам. В частности на тип 5 была решена проблема надежности вооружения, установленные пулеметы ШКАС на предыдущей модели тип 4 постоянно заклинивали, что было связано с их установкой в крыле истребителя «вверх тормашками».

И-16 тип 5 прошел боевое крещение в небе Испании. Прибывшие в конце 1936-го года, И-16 кардинально изменили ситуацию в воздухе. Основные истребители противника, немецкий Не-51 и итальянский CR.32, безнадежно уступали советской машине по всем параметрам. И-16 навязывали противнику бои на вертикалях, где у биплана не было не единого шанса на победу. Счет потерь истребителей «франкистов» рос такими темпами, что командование рекомендовало им не вступать в бой с И-16, не имея численного преимущества.

Боевое применение истребителя позволило выявить места требующие доработки, так было рекомендовано установить масляный радиатор, улучшающий охлаждение двигателя.

К моменту начала Великой Отечественной войны И-16 тип 5 уже серьезно устарел, но, тем не менее, продолжал использоваться, в частности они состояли на вооружении истребительных полков 10-й САД Западного фронта, принявших на себя первый удар фашистской авиации.

 Google