Ил-10

 

Постановление о разработке модификации штурмовика Ил-2 с двигателем АМ-42 вышло еще в середине 1943-го года, но серийное производство удалось развернуть лишь в следующем году, что было связанно с многочисленными проблемами при доводке двигателя до состояния, пригодного к серийному выпуску.

В новой машине в первую очередь были расширены возможности ее боевого применения, за счет увеличения подвижности над полем боя, и некоторого увеличения мощи вооружения. Рассматривался проект создания одноместного штурмовика, но он был отклонен, что довольно странно для 44-го года, когда преимущество советской авиации позволяло обеспечить применение штурмовой авиации под надежной защитой истребителей, а освободившийся вес, можно было использовать для повышения тактико-технических характеристик самолета.

Заводские испытания машины закончились в мае 1944-го года. В августе закончились государственные испытания. По их результатам, Ил-10 был рекомендован к серийному производству.

Одним из главных достоинств машины следует считать полную унификацию в управлении с серийными Ил-2, что позволяло летчикам осваивать новую машину быстро и без проблем. Применение нового двигателя и улучшение аэродинамики самолета, в частности лобовое сопротивление уменьшилось вдвое, по сравнению с Ил-2, позволило значительно улучшить скоростные характеристики штурмовика, так скорость у земли возросла на 120 км/ч. Так на высоте до 2000 метров скорость Ил-10 лишь немного уступала скорости истребителей противника, что позволяло вести против них воздушный бой. Несколько возросла и дальность полета.

Бронирование Ил-10 было пересмотрено с учетом боевого опыта, и увеличено в местах наиболее частого попадания снарядов противника. Стрелок получил на вооружение 20мм пушку, что также повысило возможности ведения оборонительного боя. На машине было применено множество технических нововведений, направленных на облегчение управления и эксплуатации штурмовика.

Технология производства машины не отличалась от сборки Ил-2, в результате заводы без задержек переключились на выпуск новой машины. Всего до 1949-го года было выпущено около 5000 экземпляров Ил-10, часть из которых в учебном варианте. В первые послевоенные годы Ил-10 являлся основой советской штурмовой авиации, поставлялся странам Варшавского договора и другим союзникам Советского Союза. Северокорейские и китайские штурмовики принимали участие в войне в Корее, а самолеты ВВС Египта в первых арабо-израильских войнах.

Google