Aichi D3A «Val»

• Морской пикирующий бомбардировщик • Создан под влиянием Не-70 • Высокоманевренный •




Сбросив первые японские бомбы на американские цели, в ходе Второй мировой войны D3A утопил больше союзнических военных кораблей, чем любой другой самолет Германии и ее союзников. Он получил кодовое обозначение «Val», и его первые успехи еще не предвещали такого большого ущерба, который он нанес войскам союзников в этой войне. Но уже на начальных стадиях военных действий против Америки D3A зарекомендовал себя как грозный пикирующий бомбардировщик.



«Val» в плане
На этом почти идеальном плановом изображении хорошо видно заимствованное у Не-70 эллиптическое крыло. Видны также воздушные тормоза и шасси.


Нападение на Пёрл-Харбор
Это фото показывает DЗА1 в действии во время японского нападения на Пёрл-Харбор. Взрывы зенитных снарядов окружают эту машину, но потери японцев были сравнительно невелики.


А Морской "Тип 99"
Известный в Японии как палубный бомбардировщик "Тип 99", Модель 11. D3A1 являлся высокоточным средством доставки, особенно эффективным в пикирующих атаках на суда. Позже в этой войне D3A1 и D3A2 использовались камикадзе для своих отчаянных атак.

Второй опытный образец
Фирма Aichi построила для ВМС два опытных образца экспериментального палубного бомбардировщика, который стал называться D3A. Это сильно модифицированный второй образец.


Отличительные особенности
На этом снимке, сделанном американским морским разведчиком, хорошо видны выдвижные воздушные тормоза и расположенный сзади тормозной крюк.


Цифры и факты

Неприятной особенностью прототипа D3A была тенденция делать «бочку» при крутом развороте.
«Val» - последний японский палубный самолет с неубирающимся шасси.
Из-за его маневренности, D3A иногда летал в качестве истребителя.
При атаке британских кораблей в Индийском океане «Val» укладывал в цель от 82 до 87% бомб.
Некоторые самолеты были модифицированы в тренировочные бомбардировщики под обозначением D3A2-K, модель 12.
С дополнительным топливом D3A2 мог выполнять миссии дальнего действия по Соломоновым островам.

«Val» в действии над Пёрл-Харбор

Сформировав требования к новому палубному пикирующему бомбардировщику, призванному заменить биплан Aichi D1A2, императорский флот Японии (IJX) в течение 1936 г. Выпустил техническое задание для японской промышленности.
Aichi ответил проектом моноплана с неубирающимся шасси, снабженным обтекателями и крылом, аналогичным по форме крылу самолета Не 70. Исследования показали, что вес и сложность убирающегося шасси не компенсировались соответствующим улучшением летных характеристик.
Начавшиеся летные испытания выявили множество серьезных проблем, но после существенных доработок, включая увеличение мощности двигательной установки, самолет был выбран в конкурсе с Nakajima D3N1. На этой стадии для повышения продольной устойчивости был увеличен киль, прежде чем в 1940 г. начались квалификационные испытания на авианосце.
Приняв участие во множестве военно-морских операций, включая нападение па Пёрл-Харбор и потопление британского авианосца Hermes, D3A1 был заменен с июня 1942 г. на D3A2, который имел увеличенный запас топлива, кок пропеллера и измененный фонарь. По мере того как Вторая мировая война продолжалась, потери "Val" стали невосполнимыми и все, кроме самых маленьких авианосцев, заменяли их па самолет Yokosuka D4Y Suisei. В заключительном году войны многие D3A были потеряны в операциях камикадзе.
Основным внешним различием между D3A1 и D3A2 было наличие кока пропеллера на последнем.

D3A2 Модель 22 "Val"
Тип: двухместный палубный пикирующий бомбардировщик
Силовая установка: один 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei 54 мощностью 1300 л. с. (969 Кат)
Максимальная скорость: 430 км/ч на высоте 6200 м
Дальность полета: 1352 км с бомбовой нагрузкой
Потолок: 10 500 м
Вес: пустого самолета 2570 кг: максимальный взлетный 3800 кг
Вооружение: два неподвижных вперед стреляющих 7,7-мм пулемета тип 97 и один турельный 7.7-мм пулемет тип 97 в задней кабине. 370 кг бомб
Размеры:
размах крыльев: 14.37 м
длина: 10,20 м
высота: 3.85 м
площадь крыла:34.90 кв. м

Трубчатый прицел, установленный перед ветровым стеклом. позволял пилоту вести стрельбу из пулеметов, стреляющих вперед. Он был эффективен при обстреле наземных целей, но в воздушном бою использовался редко.
Одним из усовершенствований, представленных на D3A2. являлась новая форма фонаря. Еще более длинное, чем "оранжерейный" фонарь D3A1, остекление включало удлиненную заднюю секцию, аккуратно вписанную в заднюю часть фюзеляжа. Частое отсутствие этой секции на самолетах в боевых вылетах означало, что это нововведение не было положительно оценено экипажами D3A2.
Строившаяся на заводах Showa Hikoki Kogyo, эта последняя модификация D3A2 летала в составе авиагруппы Меикоя. В конце войны "Val" действовали только на небольших авианосцах, замененные везде на D4Y с его высокой посадочной скоростью. Постоянные проблемы с путевой устойчивостью привели к установке форкиля. Это решило проблему устойчивости. в то время как изгиб передних кромок внешней части крыла ликвидировал тенденцию к вращению вокруг продольной оси (к "бочке") при разворотах малого радиуса.
Двигатель повышенной мощности обеспечил D3A2 значительно лучшие характеристики по cpas нению с ОЗА1. Взлетная мощность составила 1300 л. с.
Размещенная под центром фюзеляжа на шарнирной подвеске бомба 250 кг перед сбросом выдвигалась вниз и вперед. Две 60 кг бомбы можно было дополнительно разместить под крыльями.

Боевые характеристики
Максимальная скорость
Хотя D3A1 являлся палубным самолетом подобно Douglas SBD-5 Dauntless, он был ближе к Junkers Ju-87B-1 по общем проектной концепции. Сего неубирающимся шасси, -Val» имел характеристики подобные немецкому проекту.
D3A1 "VAL"- 385 км/ч
SBD-5 DAUNTLESS - 406 км/ч
JU-87B - 390 км/ч
SBD-5 DAUNTLESS
Дальность полета
Исключительная дальность действия была важной особенностью SBD-5. Даже при полете на бомбежку самолет имел дальность 1794 км. очень внушительную по сравнению с дальностью Ju-878-l. D3А1 мог достигать 1470 км только без боевой нагрузки.
D3A1 "VAL"- 1470 км/ч
SBD-5 DAUNTLESS - 794 км
JU-87B - 600 км/ч
Вооружение
Солидная бомбовая нагрузка и два крупнокалиберных 12.7-мм пулемета в обтекателе двигателя делали Dauntless грозным ударным самолетом. D3A1 был, смертельно точен.
D3A1 "VAL"- 3 х 7,7-мм пулемета, 370 кг бомб
SBD-5 DAUNTLESS - 2х12,7-мм пулемета, 2х7,62-мм пулемета, 1021 кг бомб
JU-87B 3х7,9-мм пулемета. 700 кг бомб

Морские самолеты Aichi

 


В7А RUYSEI "GRACE": Мощный торпедоносец и пикировщик. В7А слишком долго находился в разработке: когда он стал готов к постановке в строй, все японские авианосцы были потеряны.

D1A "SUSIE": Основанный на проекте Heinkel Не 66, D1А был основным пикирующим бомбардировщиком японских ВМС перед появлением D3A. Около 68 D1A использовались как тренировочные в 1941 г.

Е13А "JAKE»: Разработанный как гидросамолет-разведчик, Е13А оказался полезен в качестве многоцелевого самолета и летал всю Вторую мировую войну при наземном и береговом базировании.

Google

Комментарии  

#2 SMERSH 09.08.2011 01:58
блин так уже хочется поиграть в неё
#1 Nausea 01.08.2011 08:33
познавательно